Новый фильм Стивена Содерберга, снятый в стиле хроники апокалипсиса, разочаровывает абсолютным отсутствием психологизма и спецэффектов,проигрывая всем известным конкурентам по жанру и поражает бессмысленной и беспощадной эксплуатацией звездного актерского состава.
Новый фильм Стивена Содерберга "Заражение" пришелся как нельзя кстати. В том смысле, что зритель, постоянно атакуемый сводками СМИ о вспышках неведомых инфекций в различных уголках планеты, был готов воспринимать ленту не только лишь как насквозь синтетическую фантастику, но и как смоделированную катастрофу нашего времени, о которой нам так давно твердят. Атипичная пневмония, птичий и свиной грипп, недавняя эпидемия в Германии – ранее незнакомые названия новых опасных вирусов и бактерий наводняют прессу и обрастают таким количеством мифов и апокалиптических прогнозов, что кто-то из кинематографистов был просто обязан воплотить самый страшный из них на экране. Реалистично, повседневно и без капли спецэффектов – как страшный телевизионный репортаж о гибели человечества.
Содерберг, автор знаменитой эпопеи о друзьях Оушена, сильно рисковал, взявшись за довольно популярную тему, на которую уже снимали такие мастера, как Хиршбигель, Петерсен или Шьямалан. Конечно, главным конкурентом режиссера была петерсеновская "Эпидемия" – фильм, где кара небесная, выкашивающая города, являла собой не какую-то фантастическую бациллу, превращающую людей в зомби, слепцов или самоубийц, а вполне реальный вирус геморрагической лихорадки, которого где-нибудь в Латинской Америке или Африке боятся не меньше чумы или сибирской язвы. Содерберг в "Заражении" делал ставку именно на реалистичность происходящего, на его прогностическую достоверность, отчего фильм-катастрофа должен был смотреться еще более устрашающе, заставляя зрителей в зале параноидально вздрагивать при каждом покашливании, раздающимся из соседнего кресла. Но режиссеру этого не удалось. Более того, быть может, Заражение" получился самым провальным фильмом в череде себе подобных.
Научной подкованности сценариста Скотта Бернса надо отдать должное – он описали то, чего так боялись в ВОЗ: после неудачной встречи летучей мыши со свиньей вирус мутировал. Эпидемия столь стремительна, что через месяц на захламленных улицах и в опустевших домах свирепствуют мародеры, в аптеках творится паника, продуктовые магазины разграблены. "Заражение" стилизовано под документальный фильм, апокалипсис расписан по дням. В штабе ВОЗ высокопоставленные чиновники хмуро наблюдают карту мира, покрывающуюся сплошь красными точками новых очагов. А в лабораториях сосредоточенно перекладывают пробирки в тщетных попытках изобрести вакцину. Однако, несмотря на грозные сообщения о десятках миллионов жертв, фильм абсолютно лишен драматизма – масштаб трагедии, который должен сокрушать, остался где-то за кадром.
Видимо, все дело в том, что Содерберг не определился, что он хочет снимать – масштабный фильм-катастрофу или психологический триллер. А для фильмов такого рода это главная точка опоры. Зритель не любит обманываться: от фильма-катастрофы он ждет размаха и зрелищности, которые подспудно сопровождаются драматическим психологизмом. Но в случае с "Заражением" не вышло ни того, ни другого – даже удивительно, как режиссер и сценарист умудрились так бездарно извести блестящий актерский состав, даже не дав ни единого шанса никому из актеров сыграть хоть что-то.
Гвинет Пэлтроу, которой досталась роль первой жертвы вируса, умирает в первых же минутах фильма, успевая блеснуть своим артистическим талантом лишь в сцене с предсмертными корчами и, пожалуй, в эпизоде с трепанацией черепа. Мужу "первой погибшей" в исполнении музы Содерберга Мэтта Дэймона посчастливилось дожить до конца кинокартины, однако реноме актера это все равно не спасает – кажется, ему просто запретили играть, заставив с нахмуренными бровями и непобедимым иммунитетом бродить по городу и оберегать свою пубертатную дочку от патогенных поцелуев ее дружка. Героиня Марион Котийар так просто вызывает недоумение: с явными признаками аутизма на лице, она играет изысканного доктора ВОЗ, персонажа, которому в сценарии досталась едва ли страница текста, но который призван, видимо, исполнять роль эстетической декорации. Лишь Кейт Уинслет в роли самоотверженного врача и Джуду Лоу, сыгравшего циничного блогера с кривыми зубами, спекулирующего на царящей панике, выпала возможность поддерживать драматизм происходящего на экране.
Непонятно, зачем Содерберг снял этот фильм. Хроники апокалипсиса не вышло – для этого фильму откровенно не хватает зрелищности и панического экшна, сопоставимых хотя бы "Эпидемией" Петерсена. Репортажа с петлей не шее – и подавно: одних цифр, графиков и звона пробирок мало для того, чтобы создать правдоподобную атмосферу психологического катаклизма, заставляющего людей перед лицом смерти показать, кто есть кто. Даже эпизод с лототроном, разыгрывающим очередность вакцинации, не спасает монотонность "Заражения". В этом смысле недавний фильм "Носители" братьев Пастор в плане психологизма персонажей, готовых ради собственного спасения перестрелять друг друга, и то на голову выше создания Содерберга. Не говоря уже о таких образцах жанра, как "Слепота" Мейриллиш или "Вторжение" Хиршбигеля, в которых эпидемия выполняет функцию метафоры – будь то массовая потеря зрения, благодаря которой герои прозревают морально, или чувство тотальной эйфории в качестве единственной оставшейся эмоции, парадоксально превратившей жизнь в кошмар.
Но у "Заражения" не хватило сил даже подняться на такой уровень смысла. Более того, фильм настолько схематичный, если не сказать тенденциозный, что невольно закрадывается подозрение – не снят ли он по заказу тех же чиновников ВОЗ или фармацевтических компаний. Это единственное, что способно объяснить, зачем талантливый Содерберг снял это кино.
Корреспондент MORSa смотрел фильм в новосибирском кинотеатре "Победа".
Другие статьи автора: |
---|
30.03.2012 "Милый друг": постельный режим |
23.03.2012 "Голодные игры": все умрут, а я останусь |
13.03.2012 "Женщина в черном": Гарри Поттер бессилен |
17.01.2012 "Моя маленькая принцесса": раздвинь ноги, доча! |
17.01.2012 Герои дисплея: смотри, во что играешь! |
26.12.2011 Новогодние каникулы: не прогляди! |
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 12327 | комментариев:13
ANVikulov: 14.10.2011 21:33
где скачать двд рип лучше бы сказвали а не эту туфту мне писали я видкел уже этот как его трейлер
ANVikulov: 14.10.2011 21:34
и вабще мнре ненавится обсуждения какмимита провинцыальными писаками таких фильтмов ненаравится несматрите а кто любит вашу пакость небудет читать
buletse: 15.10.2011 07:36
Атипичная пневмония, птичий и свиной грипп, недавняя эпидемия в Герман... исправьте слово "Атипичная" поставьте пробел
Serenity123: 15.10.2011 10:14
Я только на середине рецензии понял, что фамилия режиссера не Спилберг, а Соденберг.
LeviSerg: 15.10.2011 11:39
С одним не согласен - фильм не самый провальный из "эпидемических", он средний. "Вторжение" Хиршбигеля никак не является образцом жанра, в отличии, даже, от своего предка 1956 года «Вторжение похитителей тел». Нуднейший и алогичный, умудрился подорвать авторитет таких титанов как Кидман и Крэйг. А мастер Шьямалан так лопухнулся с подобной темой в фильме "Явление", и следом снял «Повелителя стихий», что я начал сомневаться, не спер ли он у кого кассету с "Шестым чувством" и подписался на ней режиссером.
Reiner82: 15.10.2011 16:15
LeviSerg, о Шьямалане вообще говорят, что он тронулся умом, но вот "Вторжение" трудно назвать нудным фильмом. Кстати, а вы сами рецензии не пишите?
LeviSerg: 15.10.2011 20:45
А вот доберусь до кинотеатра, сразу же и напишу...что там будет - сомнительный клон "В поисках Немо", российский трешак "Бабло", без мата и не передать, капитан Воробей без грима...не, в этом месяце кино не светит. ....Вот мне не понравилось общественное мнение на "Запрещённый прием", это ж такой многослойный, гениальный, со всех ракурсов кинопроизводства, фильм, "слои лука" "торты тоже из слоёв" и т.д. Вот бы я написал, но...столько уже написано и замарано, аж тошно...
Страницы: 12 |
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.