Как известно, главное украшение новогоднего стола - телевизор. А одним из главных украшений телевизора в новогодние праздники с 1976 года стал фильм "Ирония судьбы, или С легким паром!". И вот интересно, почему, в сто первый раз начиная смотреть историю Жени и Нади, обязательно доходишь до "конца сказочки"?
Так получилось, теперь у истории два финала – классический рязановский и современный бекмамбетовский, реанимирующий главных героев через 30 лет. Помните, как в декабре 2007-го года на головы зрителей обрушилось творение Тимура Бебмамбетова "Ирония судьбы. Продолжение"? Безусловно, это был смелый эксперимент. Но "продолжение легенды" легендой не стало. По ряду причин.
"Ирония судьбы" - картина другой эпохи. И, с течением времени, она все больше и больше становится похожа на волшебную сказку. "Давным-давно, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве" стоял город Ленинград, людей пропускали в самолет без проверки паспорта, а фильмы снимали без бешеной динамики и мелькания кадров, - опираясь, в основном, на актерскую игру.
Режиссер Бекмамбетов вмешался в законченную историю, в любимую всеми сказку, нарушив известную формулу "жили они долго и счастливо": оказывается, Надя и Женя расстались и связали себя узами брака с Ипполитом и Галей соответственно. Дальше – больше. Оригинальная "Ирония судьбы" создает особую неторопливую атмосферу ожидания чуда. По сравнению с этим, глупо и не к месту смотрятся компьютерные спецэффекты новой истории.
Зритель видит Антона Городецкого…простите Костю Лукашина в исполнении Константина Хабенского, который, узнает, что его папа Евгений Лукашин всю жизнь любил не его маму, а какую-то другую тетю из Ленинграда. Зачем-то вышеназванный Костя Лукашин отправляется 31 декабря в Северную столицу, взламывает квартиру Нади, снимает штаны и ложится на диван. Таким его и застает дочь Нади и Ипполита – тоже Надя. Последняя, как и ее мать 30 лет назад, ждет жениха Ираклия. Все остальное время Костя усердно (и, в итоге, небезуспешно) пытается отбить Надю у Ираклия. Театр абсурда нервно курит в стороне.
Непонятны также мотивы Лукашина-отца: ну, с чего вдруг ему понадобилось сбегать от Нади, если он нашел то, что искал – любовь и счастье? Вроде бы, до Нади и любви не было - была необходимость, поэтому он и сбежал от невесты. Так же?
Вернемся к старому фильму. У героя Мягкова все общепринято хорошо: 35-летний врач-хирург, у него – новая квартира, молодая невеста. Они наряжают елку, ждут Нового года и пора бы уже делать предложение. Давно пора! Только вся эта идиллия – для "галочки", а самого главного – любви – нет! Сюжет "Иронии" известен даже школьнику - Женя идет в баню, и друзья по ошибке погружают его, напившегося до беспамятства, в самолет. А самолет примчит его прямиком к счастью в образе 34-летней учительницы русского языка и литературы – Наде, с белокурыми локонами, нежным голосом, играющую на гитаре, но совершенно не умеющую готовить. Настоящая принцесса! Надя, как и Женя, пытается построить "запланированное счастье", пока судьба не показывает им, что можно, МОЖНО быть рядом с кем-то не потому что "так положено", а потому что хочется.
А Ипполит и Галя, в общем-то, сами делают свой выбор. Ведь Женя и Надя искренне и не единожды пытаются убедить их в своей невиновности. Но невеста Лукашина неспособна даже выслушать близкого человека и поверить ему. Так же, как и Ипполит. В образе Ипполита и Жени встречаются друг с другом прагматик и романтик. "Зачем вы пошли в баню? У вас что – дома ванной нет? – Вам этого не понять!"
"Безалаберная" Надя, безусловно, больше подходит такому же "безалаберному" Жене, они - две "близкие души", а ссора с женихом и невестой толкает их навстречу друг к другу. Фильм воплощает известную русскую мечту – ничего особенно не делая, просто оставаясь самим собой, Женя Лукашин получает любовь и счастье. Здесь все логично и понятно.
О чем снял свой фильм Бекмамбетов, остается загадкой. В нем нет ни иронии судьбы, ни волшебства, ни поэзии. Ни той мысли, связанной с одинаковыми домами и однотипной жизнью, над которой сумели подняться герои – это тема отдельного разговора, не буду на ней останавливаться.
Начало "Иронии судьбы. Продолжение" наилучшим образом показывает, как можно убить сказку – сани Деда Мороза превращаются в обычную маршрутку, стоящую в предновогодней пробке. Реальность уничтожает волшебство. Тогда как Рязанову 1975-м году удалось, напротив, создать сказку из бытовых деталей. Баня, самолет, одинаковые квартиры, мебель, обычные атрибуты Нового года – елка, мишура, накрытый стол, шампанское в бокалах. А волшебство притаилось за кадром, оно незримо. И лишь угадывается в невероятной музыке Микаэла Таривердиева, кружащихся снежинках, гитарных переборах, в стихотворных строках, пронизывающих ткань событий и поднимающих происходящее до уровня поэзии.
Разительно отличается и актерский уровень двух фильмов. Мягков – Брыльска - полноценный актерский дуэт, который держит внимание зрителя в течение всего фильма. Они не спеша создают историю рождения взаимопонимания, симпатии, любви. Хабенский – Боярская настолько поскупились на эмоции, что их даже актерами сложно назвать, исполнители ролей – в лучшем случае. Лукашин-младший получился фигурой загадочной – ни определенной работы, ни невесты, оставленной в Москве, ни взглядов, ни характера, кроме тупого желания отбить чужую невесту. Единственный, кто вызывает сочувствие и симпатию во всей это истории – это, как ни странно, Ираклий-Безруков. Его прошлое-настоящее-будущее хорошо прописано в фильме. Непонятно только, за что с ним обошлись так жестоко. За то, что он ответственно относится к работе и всего добился сам? Я понимаю, что такая позиция идет вразрез с русской мечтой, где пышным цветом цветет халява. Невеста ставит ему ультиматум: "если ты не вернешься к Новому году, я буду встречать его с ним". Ничего себе заявление от близкого человека! Но Ираклий, в отличие от Ипполита, готов бороться за любовь. Он бежит со всей мочи, решает проблему (которую, кстати, устроил ему молодой Лукашин), попадает в аварию. Но усилия Ираклия тщетны — за него уже все решила "Ирония судьбы". И самое поразительное, что, пережив несколько подстав, и, по сути, предательство со стороны Нади, Ираклий сохраняет человеческое лицо – уходит с миром, никого не оскорбив, доставив Константина Лукашина до аэродрома. Но один, тем более второстепенный персонаж, всей картины не спасет.
Фильм Рязанова отличается от фильма Бекмамбетова, как фарфоровая статуэтка тонкой работы отличается от каменной глыбы, обработанной кувалдой. Их даже как-то странно сравнивать. И остается закономерный вопрос – зачем было снимать "Иронию судьбы. Продолжение"? Создатели неплохо на ней заработали, то есть фильм свою функцию выполнил. Теперь о нем можно забыть, как о страшном сне.
А настоящая "Ирония судьбы" - одна-единственная. И смотрят ее, возможно, по тем же причинам, по которым маленькие дети в сотый раз просят взрослых прочитать им любимую сказку.
Другие статьи автора: |
---|
20.10.2013 Практическая магия на все случаи жизни |
27.09.2013 Страсти Дон Жуана: все мужчины смотрят порно |
19.09.2013 Джобс: ЛСД меняет мир |
31.08.2013 Во всем виноваты плохие училки |
25.08.2013 Ангелы есть. Это догма |
27.07.2013 "Однажды в сказке": переполох в пряничном домике |
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 24687 | комментариев:42
Roux_lis: 22.12.2011 13:36
Есть люди, которым "Ирония" набила оскомину, ну сколько можно-то. Музыка безусловно прекрасная, а сказка... у каждого времени своя.
СветланаФролова: 22.12.2011 13:42
Roux_lis: ну да)) нашему времени больше подходит сказка детская, за 500 рублей
СергейПрохоров: 22.12.2011 13:42
Roux_lis: современной сказки у Бекмамбетова не получилось... можно просто не смотреть "Иронию", если не нравится, но зачем же ее портить?
Roux_lis: 22.12.2011 14:35
Светлана Фролова: это типа всяких именных видеопоздравлений?
Сергей Прохоров: Собственно, мне кажется, вся беда оттого, что Бекмамбетов позиционировал свое детище, как продолжение Истории. А это отдельный проект, со старым ничем не связанный.
СветланаФролова: 22.12.2011 14:38
Roux_lis: это типа материального эквивалента сказки) теперь сказку можно купить, в зависимости от возможностей кошелька - в среднем, за 500 рэ)
СергейПрохоров: 22.12.2011 14:52
Roux_lis: Именно благодаря такому позиционированию фильм и собрал неплохую кассу. Но и сам по себе, поверьте, фильм столько не стоит, за сколько его продали зрителям.
_Revan_: 22.12.2011 14:55
Противный фильм, никогда мне не нравился. Не понимаю, что люди в нем находят... Впрочем, наверное все эти "почти реальные" истории просто не по мне.
Диза: 22.12.2011 15:03
Удивительно хороший текст, тонкий, умный, печальный, без злобы. Спасибо автору.
Roux_lis: 22.12.2011 17:15
СергейПрохоров: я не поклонница стилистики и манеры Бекмамбетова. А сборы у второй Иронии хотя бы покрыли затраты? (Лень в Кинопоиск лезть)
Страницы: 12345 |
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.