«Джейсон Борн»: повторение — мать мучения
02.09.2016 12:10
Джейсон Борн продолжается прятаться в Афинах, пока бывшая сотрудница ЦРУ Никки Парсонс взламывает серверы ЦРУ и скачивает секретные файлы. Управлению грозит утечка посильнее, чем от действий Эдварда Сноудена. Никки обнаруживает среди файлов информацию о создании и вербовке Джейсона Борна. Глава ЦРУ Роберт Дьюи и начальник кибер-подразделения (Алисия Викандер окончательно превращается в одну из главных современных звезд) начинают преследование Парсонс, которая в свою очередь приводит их к самому Борну.
Когда-то в начале 2000-х годов новая сага о брутальном агенте американских спецслужб, оставляющих после себя горы трупов, серьезно претендовала на право стать альтернативой и главным конкурентом ироничному Джеймсу Бонду. Тем более, что Том Круз и его Итан Хант взяли небольшую паузу до стильного перезапуска, который в последние годы в Голливуде способен сделать только Джей Джей Абрамс.
Джейсон Борн отличался от своего британского коллеги тем, что не заказывал водку с мартини в казино, не соблазнял девушек, не козырял перед врагами современными гаджетами и вообще во всех фильмах боролся не против террористов, а верхушки ЦРУ, сделавшей из него идеальное оружие для убийства. Баланс в этом довольно скучном и пафосном зрелище удалось найти очень одаренному британскому режиссеру, лауреату Берлинского кинофестиваля Полу Гринграсу, который за счет рваного монтажа и живой камеры создал новый язык шпионского кино. Как итог — несколько премий «Оскар» и всеобщий восторг критиков.
К пятому фильму все становится настолько предсказуемо, что даже Мэтт Дэймон после своей прекрасной работы у Ридли Скотта в «Марсианине» снова стал напоминать Джейсона Стэтхема худшего образца жанра. Вместо новых захватывающих сцен, развития сюжета, авторы предлагают повторение истории о конфликте Борна с руководством ЦРУ, плетущее всемирные заговоры похлеще, чем профессор Морриарти.
Бить десятками машины в Голливуде научились уже давно. Даже несколько действительно эффектных сцен погони в Афинах и Лас-Вегасе являются слабым утешением. В конце концов, напряжения в этом совершенно не чувствуется и к финалу, хочется, чтобы Джеймса Борна уже наконец-то убили. Но этого не происходит по вполне объяснимой причине (простите за спойлер).
Пол Гринграс, как истинный патриот США, практически возвращает Борна на службу в ЦРУ, которая и лишила его нормальной жизни и памяти и как следствие — права на самоидентификацию. У Америки всегда будут враги, а значит такие люди, как Джейсон Борн, ей нужны. Как показано в фильме, найти террориста спецслужбы могут при помощи телефона или ноутбука, но всегда нужен человек, который в последний момент нажмет на курок.